Неточные совпадения
— Она невеста моя, — отвечал я Пугачеву, видя благоприятную перемену погоды и
не находя нужды скрывать
истину.
Клим ощущал, что этот человек все более раздражает его. Ему хотелось возразить против уравнения любопытства с храбростью, но он
не находил возражений. Как всегда, когда при нем говорили парадоксы тоном
истины, он завидовал людям, умеющим делать это.
Самгин слушал, улыбаясь и
не находя нужным возражать Кумову. Он — пробовал и убедился, что это бесполезно: выслушав его доводы, Кумов продолжал говорить свое, как человек, несокрушимо верующий, что его
истина — единственная. Он
не сердился,
не обижался, но иногда слова так опьяняли его, что он начинал говорить как-то судорожно и уже совершенно непонятно; указывая рукой в окно, привстав, он говорил с восторгом, похожим на страх...
При вопросе: где же
истина? он искал и вдалеке и вблизи, в воображении и глазами примеров простого, честного, но глубокого и неразрывного сближения с женщиной, и
не находил: если, казалось, и
находил, то это только казалось, потом приходилось разочаровываться, и он грустно задумывался и даже отчаивался.
Эта основная
истина о свободе
находила свое отражение в учении об естественном праве, о правах человека,
не зависящих от государства, о свободе
не только как свободе в обществе, но и свободе от общества, безграничного в своих притязаниях.
Но она возражала самой себе; а против той
истины, которую сам
нашел, долго
не устоишь, — она своя, родная; в ней нельзя заподозрить никакой хитрости.
А подумать внимательно о факте и понять его причины — это почти одно и то же для человека с тем образом мыслей, какой был у Лопухова, Лопухов
находил, что его теория дает безошибочные средства к анализу движений человеческого сердца, и я, признаюсь, согласен с ним в этом; в те долгие годы, как я считаю ее за
истину, она ни разу
не ввела меня в ошибку и ни разу
не отказалась легко открыть мне правду, как бы глубоко ни была затаена правда какого-нибудь человеческого дела.
Готовая организация, обязательный строй и долею казарменный порядок фаланстера если
не находят сочувствия в людях критики, то, без сомнения, сильно привлекают тех усталых людей, которые просят почти со слезами, чтоб
истина, как кормилица, взяла их на руки и убаюкала.
Я почувствовал большую духовную устойчивость, незыблемую духовную основу жизни
не потому, что я
нашел определенную
истину и смысл, определенную веру, а потому, что я решил посвятить свою жизнь исканию
истины и смысла, служению правде.
Если же наикраснейшими деяниями жизни прикрывать будете коварство, ложь, вероломство, сребролюбие, гордость, любомщение, зверство, — то хотя ослепите современников ваших блеском ясной наружности, хотя
не найдете никого столь любящего вас, да представит вам зерцало
истины,
не мните, однако же, затмить взоры прозорливости.
Повторяю свое мнение и рад говорить вечно, что легче
найти квадратуру круга, нежели средство написать путешествие сообразно с
истиною и скромностию,
не введя в замешательство себя самого или какого-нибудь другого честного человека» (переведено с немецкого; напечатано в «Вестнике Европы» за 1814 г., т. 78, № 22, ноябрь, отд.
В первом вашем письме вы изложили весь ваш быт и сделали его как бы вновь причастным семейному вашему кругу. К сожалению, он
не может нам дать того же отчета — жизнь его бездейственная, однообразная! Живет потому, что провидению угодно, чтоб он жил; без сего убеждения с трудом бы понял, к чему ведет теперешнее его существование. Впрочем,
не огорчайтесь: человек, когда это нужно,
находит в себе те силы, которые и
не подозревал; он собственным опытом убедился в сей
истине и благодарит бега.
«Ах! если б я мог еще верить в это! — думал он. — Младенческие верования утрачены, а что я узнал нового, верного?.. ничего: я
нашел сомнения, толки, теории… и от
истины еще дальше прежнего… К чему этот раскол, это умничанье?.. Боже!.. когда теплота веры
не греет сердца, разве можно быть счастливым? Счастливее ли я?»
— Да, она удивительная девушка, — говорил он, стыдливо краснея, но тем с большей смелостью глядя мне в глаза, — она уж
не молодая девушка, даже скорей старая, и совсем нехороша собой, но ведь что за глупость, бессмыслица — любить красоту! — я этого
не могу понять, так это глупо (он говорил это, как будто только что открыл самую новую, необыкновенную
истину), а такой души, сердца и правил… я уверен,
не найдешь подобной девушки в нынешнем свете (
не знаю, от кого перенял Дмитрий привычку говорить, что все хорошее редко в нынешнем свете, но он любил повторять это выражение, и оно как-то шло к нему).
— И никто, конечно, сам
не найдет его! — произнес, усмехнувшись, Михаил Михайлыч. — На склоне дней моих я все более и более убеждаюсь в том, что стихийная мудрость составила себе какую-то теозофически-христианскую метафизику, воображая, что открыли какой-то путь к
истине, удобнейший и чистейший, нежели тот, который представляет наша церковь.
Да, ведь и Передонов стремился к
истине, по общему закону всякой сознательной жизни, и это стремление томило его. Он и сам
не сознавал, что тоже, как и все люди, стремится к
истине, и потому смутно было его беспокойство. Он
не мог
найти для себя
истины и запутался, и погибал.
«Возвращаясь к вышеупомянутым пяти источникам нашим и сравнивая их между собою, во всех видим ту главную
истину, что яикские или уральские [Далее увидим, когда река Яик получила название Урала. Левшин. (Прим. Пушкина.)] казаки произошли от донских; но о времени поселения их на занимаемых теперь местах
не находим положительного и единогласного известия.
Я искренно люблю Дмитрия; но иногда душа требует чего-то другого, чего я
не нахожу в нем, — он так кроток, так нежен, что я готова раскрыть ему всякую мечту, всякую детскую мысль, пробегающую по душе; он все оценит, он
не улыбнется с насмешкой,
не оскорбит холодным словом или ученым замечанием, но это
не все: бывают совсем иные требования, душа ищет силы, отвагу мысли; отчего у Дмитрия нет этой потребности добиваться до
истины, мучиться мыслию?
Трещина между мною и моими товарищами залегала все глубже. Прежде я ценил в Крестовоздвиженском его прямоту, грубую непосредственность и какое-то непосредственное чутье правды. Мне казалось, что он чаще других и скорее меня
находит направление, в котором лежит
истина,
не умея доказать ее. Поэтому его последняя фраза, сказанная с грубой и взволнованной экспрессией, залегла все-таки у меня в душе… Скептицизм?.. Разве то, что теперь во мне, скептицизм? Но я
не сомневаюсь, я так ощущаю.
Я здесь, от суетных оков освобождённый,
Учуся в
истине блаженство
находить,
Свободною душой закон боготворить,
Роптанью
не внимать толпы непросвещённой,
Участьем отвечать застенчивой мольбе
И
не завидывать судьбе
Злодея иль глупца — в величии неправом.
Если люди говорят вам, что
не надо во всем добираться до правды, потому что полной правды никогда
не найдешь,
не верьте им и бойтесь таких людей. Это самые злые враги
не только
истины, но и ваши.
Как ни соблазнительна бывает ложь и все ее соблазны, бывает время, что ложь так замучает человека, что человек, уже
не для того, чтобы искать
истину, а только для того, чтобы избавиться от всей, нераздельной с ложью, путаницы, от которой он страдает, обращается к
истине и в ней одной
находит спасение.
И тут
не нашел он ни правды, ни
истины…
—
Не один раз я говорила с ней после великого собора, — отвечала Варенька. — Жалуется, что уверили ее, будто вся сокровенная тайна ей поведена, что она достигла высшего совершенства, а на соборе услыхала, что ей
не все открыто. С упреками и укорами говорит, что искала в нашей вере
истины, а
нашла обман и ложь.
«Вот она где, истина-то, вот оно где, добро, каких напрасно искала и так долго
найти не могла!» Так она теперь думала.
Все из книг узнал и все воочию видел Герасим, обо всем горячий искатель
истины сто раз передумал, а правой спасительной веры так-таки и
не нашел. Везде заблужденье, всюду антихрист… И запала ему на душу тяжелая дума: «Нет, видно, больше истинной веры, все, видно, растлено прелестью врага Божия. Покинул свой мир Господь вседержитель, предал его во власть сатаны…» И в душевном отчаянье, в злобе и ненависти покинул он странство…
«
Истина не есть нечто такое, что нужно
найти, но нечто такое, что нужно создать».
Брак вечен и нерасторжим, но только как брак, который имеет вечную, а
не социальную сущность, в которой достигается осуществление андрогинного образа человека, в котором суженый
находит свою суженую, т. е. вечность и нерасторжимость брака есть
истина онтологическая, а
не социальная.
И если астрология
не может возродиться в наивно-натуралистической форме, как
не может возродиться докоперниковский натуралистический антропоцентризм, то супранатуралистическая
истина астрологии, которая видит в космосе иные планы бытия, закрытая для астрономии, возродится, возрождается и никогда
не умирала [Беспристрастную и добросовестную историю астрологии можно
найти у Кизеветтера в том томе его истории оккультизма, который называется «Die Geheimwissenschaften», с.
Но он
не сознал и
не нашел имени для той
истины, что регуляция природы человеческой активностью есть положительная, светлая магия.
Вы
не помогли ей, государь мой,
найти путь
истины, а ввергли ее в пучину лжи и несчастья.
Со дня рождения положение человека таково, что его ждет неизбежная погибель, т. е. бессмысленная жизнь и бессмысленная смерть, если он
не найдет этого, чего-то одного, которое нужно для истинной жизни. Это-то одно, дающее истинную жизнь, Христос и открывает людям. Он
не выдумывает это,
не обещает дать это по своей божеской власти; он только показывает людям, что вместе с той личной жизнью, которая есть несомненный обман, должно быть то, что есть
истина, а
не обман.